Истоки Томских КСП. I Часть. Коммуна «РВАНЬ»

17-10-2020

«К истории авторской песни в Томске» – из очерка Фриды ГЕЙН (частный взгляд),
опубликованного в книге «Круговорот любви в природе. Геофизики 60-х»

«История развития авторской песни в городе Томске тесно вплетена в историю геологоразведочного факультета ГРФ ТПИ. Пик популярности такого феномена как самодеятельная песня в России пришёлся на 1960-1970 годы. Именно тогда зарождался и яростно вгрызался в жизнь своего рода протестный жанр песенного творчества, вначале именуемый туристической песней, затем самодеятельной, позднее бардовской и, наконец, авторской. Минуем дискуссию о сути и терминологии жанра, бесполезные споры о них не угасают и до сих пор. Не угасает и Песня! 

Молодёжь в те годы в своей большей и лучшей части была высоко патриотична. Она живо откликалась на призывы советской власти на поднятие целины, участие в ком-сомольских стройках, возведение гидроэлектростанций (ГЭС), линий электропередач (ЛЭП) и т.д. Это было время бурного освоения северо-востока страны. А работать и жить приходилось воистину в экстремальных природных и климатических условиях при пол-ном отсутствии социальных. Такое подвижничество оказалось по плечу только энтузиастам. Однако «не единым хлебом жив человек». Пресса оперировала штампами, избитыми средствами массовой информации. Как воздух нужны были стихи, песни, воспеваю-щие романтику нелёгкой жизни. Молодёжь искала свежие символы, новые мотивы.
Именно в этот период и засияла на песенном небосклоне целая плеяда авторов: Булат Окуджава, Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Новелла Матвеева, Евгений Клячкин, Борис Вахнюк и многие, многие авторы, которых мы все знаем и любим.

В Томске авторская песня обретала коллективное звучание поначалу на туристических слётах, ежегодно проводимых и тогда ещё поощряемых властями в качестве спор-тивных мероприятий.
С осени 1963 г. в общежитии на Усова 13-а, где проживали студенты ГРФ, стал формироваться костяк поклонников самодеятельной песни.
В ту пору в целях экономии студенты вскладчину кормились из общего котла в так называемых «коммунах». Одну из таких коммун составили геологи-разведчики, семь девчонок: Вдовина Лариса, Делова Валя, Эрнст Наташа, Коновцева Машенька, Минаева Санька, Потапова Лариса, Карнаухова Женя. Закопёрщиком была Женя Карнаухова – староста коммуны, тонюсенькая, как былинка, но с железной хозяйственной хваткой. С её легкой руки коммуна получила название «Рвань». 
В коммуну повадились «на чаёк» вечно голодные студенты-геологи. Постепенно завсегдатаями «Рвани» стали Валька Прусаков, Витя Богомяков, Вася Шевченко, Гриня Корюкин и многие, многие замечательные друзья.
Однажды Валька Прусаков привёз из Москвы с 1-го Фестиваля самодеятельной песни магнитофонные записи на бобинах. Качество записи было ужасающим, песни – завораживающими! В них был смысл, они рассказывали о том, что болело, волновало и вдохновляло. Девчонки из «Рвани», прильнув к единственному донельзя заезженному магнитофону, ночами напролёт разбирали слова в бесхитростном исполнении самих ав-торов. И когда складывалась песня – всех охватывал неистовый восторг соучастия в со-творении песни! Формировался коллектив, связанный неразрывными узами творчества и любви к новому песенному жанру. Расшифрованные песни мгновенно разлетались по общаге. Так и родилась та коммуна «Рвань», которая стала центром притяжения поклон-ников самодеятельной песни на долгие-долгие годы."

Далее, в очерке Фрида Гейн по годам описывает ход происходящих событий: тури-стические слёты, конкурсы, вечера песен и т.д.
Следите за продолжением в следующих публикациях!

Истоки Томских КСП. I Часть. Коммуна «РВАНЬ»

на фото:

1. Коммуна "Рвань"
2. Фрида Гейн
3. Валентин Прусаков
4.Туристический слет (ТЭМЗ)

 


К списку новостей