МАУ Дом культуры

«Томский перекрёсток»

Истоки Томских КСП. I Часть. Коммуна «РВАНЬ»

«К истории авторской песни в Томске» – из очерка Фриды Гейн (частный взгляд), опубликованного в книге «Круговорот любви в природе. Геофизики 60-х».

«История развития авторской песни в городе Томске тесно вплетена в историю геологоразведочного факультета ГРФ ТПИ. Пик популярности такого феномена как самодеятельная песня в России пришёлся на 1960-1970 годы. Именно тогда зарождался и яростно вгрызался в жизнь своего рода протестный жанр песенного творчества, вначале именуемый туристической песней, затем самодеятельной, позднее бардовской и, наконец, авторской. Минуем дискуссию о сути и терминологии жанра, бесполезные споры о них не угасают и до сих пор. Не угасает и Песня! 

Молодёжь в те годы в своей большей и лучшей части была высоко патриотична. Она живо откликалась на призывы советской власти на поднятие целины, участие в комсомольских стройках, возведение гидроэлектростанций (ГЭС), линий электропередач (ЛЭП) и т.д. Это было время бурного освоения северо-востока страны. А работать и жить приходилось воистину в экстремальных природных и климатических условиях при полном отсутствии социальных. Такое подвижничество оказалось по плечу только энтузиастам. Однако «не единым хлебом жив человек». Пресса оперировала штампами, избитыми средствами массовой информации. Как воздух нужны были стихи, песни, воспевающие романтику нелёгкой жизни. Молодёжь искала свежие символы, новые мотивы.
Именно в этот период и засияла на песенном небосклоне целая плеяда авторов: Булат Окуджава, Юлий Ким, Юрий Визбор, Ада Якушева, Александр Городницкий, Юрий Кукин, Новелла Матвеева, Евгений Клячкин, Борис Вахнюк и многие, многие авторы, которых мы все знаем и любим.

В Томске авторская песня обретала коллективное звучание поначалу на туристических слётах, ежегодно проводимых и тогда ещё поощряемых властями в качестве спортивных мероприятий.
С осени 1963 г. в общежитии на Усова 13-а, где проживали студенты ГРФ, стал формироваться костяк поклонников самодеятельной песни.
В ту пору в целях экономии студенты вскладчину кормились из общего котла в так называемых «коммунах». Одну из таких коммун составили геологи-разведчики, семь девчонок: Вдовина Лариса, Делова Валя, Эрнст Наташа, Коновцева Машенька, Минаева Санька, Потапова Лариса, Карнаухова Женя. Закопёрщиком была Женя Карнаухова – староста коммуны, тонюсенькая, как былинка, но с железной хозяйственной хваткой. С её легкой руки коммуна получила название «Рвань». 
В коммуну повадились «на чаёк» вечно голодные студенты-геологи. Постепенно завсегдатаями «Рвани» стали Валька Прусаков, Витя Богомяков, Вася Шевченко, Гриня Корюкин и многие, многие замечательные друзья.
Однажды Валька Прусаков привёз из Москвы с 1-го Фестиваля самодеятельной песни магнитофонные записи на бобинах. Качество записи было ужасающим, песни – завораживающими! В них был смысл, они рассказывали о том, что болело, волновало и вдохновляло. Девчонки из «Рвани», прильнув к единственному донельзя заезженному магнитофону, ночами напролёт разбирали слова в бесхитростном исполнении самих авторов. И когда складывалась песня – всех охватывал неистовый восторг соучастия в сотворении песни! Формировался коллектив, связанный неразрывными узами творчества и любви к новому песенному жанру. Расшифрованные песни мгновенно разлетались по общаге. Так и родилась та коммуна «Рвань», которая стала центром притяжения поклонников самодеятельной песни на долгие-долгие годы.»

Далее, в очерке Фрида Гейн по годам описывает ход происходящих событий: туристические слёты, конкурсы, вечера песен и т.д.
Следите за продолжением в следующих публикациях!

ИСТОКИ ТОМСКИХ КСП. I ЧАСТЬ. КОММУНА «РВАНЬ»
Коммуна «Рвань»