«К истории авторской песни в Томске» – из очерка Фриды ГЕЙН (частный взгляд), опубликованного в книге «Круговорот любви в природе. Геофизики 60-х»
Зима 1968 г. «Рвань, окрылённая удачным приездом бардов в Томск, усилиями Вальки Прусакова, Володи Павлова, Валеры Шкурдалова приглашает следующую группу бардов: Сергея Крылова, Владимира Турьянского, Игоря Михалёва и Бориса Бурду. Концерт состоялся в клубе Томского завода режущих инструментов (ТИЗ). Наши профсоюзные лидеры решили ублажить бардов и запастись питиём. С пивом в то время было туго. Потому заблаговременно и методично наполняли пивом два фонаря ёмкостью по 20 литров. Фонари открутили с электрических столбов, кажется, с улицы Котовского.
И не суждено было бардам вздремнуть в ту ночь. «Вечер песни» плавно перетёк в «ночь песни» у кого-то на частной квартире, на Степановке. И только утром с песнями посадили бардов в поезд.
7-12 марта 1968 г. в Новосибирском Академгородке состоялся Всесоюзный фестиваль самодеятельной песни. Инициатором выступил новосибирский Клуб «Под интегралом», в составе которого функционировал клуб самодеятельной песни КСП. На фестиваль в Новосибирске прибыл и известнейший мэтр бардовской песни Александр Га-лич. Вот полный список участников Фестиваля: Аксёнов В., Бендюков Ю., Бережков В., Быков И., Веренков А., Воловик Л., Волынцев А., Воронцов В., Вяткин Ю., Галич А., Гангаев Е., Гейн Ф., Глазанов В., Гудин Л., Дольский А., Ерёмин Н., Зонов Л., Иванов А., Комиссарова Т., Круглов Б., Крупп А., Крылов С., Кузнецов В., Кукин Ю., Кучин А., Ло-сев Ю., Мельцер А., Пинчук Л., Пьянков А., Райская Е., Рысев Б., Скворцов Э., Смирнов С., Трапезникова Н., Утробин И., Фрумкин В., Хайдаров В., Чесноков С. и Яблонский Г.
Конечно, пропустить этакое событие было равносильно преступлению против томской части человечества. Потому мы срочно сколотили группу, на Томске-1 просочились в вагоны и на третьих полках «зайчиками» добрались до Новосибирска.
Стеклянные двери ажурных строений Академгородка разлетались вдребезги от напора жаждущих попасть на концерты. Билетов не было и в помине. На мольбы Вальки Прусакова пустить бедных томичей на концерт, кто-то пренебрежительно бросил: «Надоел. Да кто вы такие?! Вот если бы у вас были авторы или исполнители…». Вальку осени-ло! Ничтоже сумняшеся, он внёс в «исполнители» Фридку и довольный собой прискакал в группу: «Я достал талоны на все представления!». На жалкие возражения Фридки никто и внимания не обратил. Так вот и пришлось представлять песни томских авторов на том легендарном Фестивале. Всё получилось!
И по возвращении в Томск тоже «получила» за участие в антисоветском мероприятии (как окрестили его власти), теперь уже от ректората и комитета комсомола ТПИ. Тогда это было весьма обидно, сейчас – предмет особой гордости! Как удачно выразился кто-то: «не оскорблён ни одной наградой той власти».
Александра Галича исключили из Союза писателей, позднее он вынужден был по-кинуть пределы СССР. Пострадали и многие учёные Академгородка.
Однако такой феномен, как хлынувшая в народ авторская песня, особенно с явлением Владимира Высоцкого, вынуждены были признать власти, включая и администрацию ТПИ. И чтобы хоть как-то облагообразить молодёжное движение, то бишь взять про-цесс под контроль, профком ТПИ выделил нам на Вершинина, 39 подвальное помещение. Наш талантливый художник Володя Погорелов («Кармен») добровольно вызвался стать дизайнером подвала, и его гордо назвали «1-й клуб туристов-альпинистов».
В 1968 г. пригласили в Томск с концертом Елену Камбурову! Все без исключения барды с большим теплом отзывались о благодарных томских слушателях. Аудитория впитывала песни, как воздух, и новые песни тут же прописывались на «Лестнице» и разлетались по городу!
К 1968 году в Томске подросла достойная смена, в которых бродила закваска, замешанная «Рванью». Это были: наша любимая пианистка Женя Скуратова (Умнова), Юра Коновалов, Санька Сёмин, Санька Баранчугов и ещё многие и многие. Запел свои песни геофизик Гена Зятев («Томские улицы светят»).
Предчувствуя скорое расставание, составили и сброшюровали первый сборничек авторских песен. Размножали на синьковальной технике, «тиражом» около сотни. Самиздат был тогда строго запрещён, для размножения требовалось разрешение КГБ, то бишь, 1-го отдела. Помог профсоюзный авторитет Володи Павлова. Сборники отправили дев-чонкам из «Рвани», взяли с собой на память, остальные раздали друзьям и подрастающему племени.
P.S. Как здорово, что в Томске остались ребята, подхватившие Песню, под стать когда-то девчонкам из «Рвани»! Новое поколение одело Песню в фантастически нарядные «белые одежды», укутало в красивые мелодии, облекло щемящим душу гитарным звучанием.»